16 яростных читателей на связи: рецензия на роман Юзуки Асако «Масло»
Книжный отзыв от Юлии Сухатской.
Фигура говорит лишь о том,
насколько честен человек со своим аппетитом.
«Масло» – это откровенный роман японской писательницы Юзуки Асако, погружающий читателя в атмосферу Токио наших дней. Не могу отнести эту книгу к детективу в чистом виде, хотя элемент загадки в ней присутствует. Это, скорее, психологическая драма, исследующая темы женской дружбы, пищевых пристрастий и поиска смысла жизни.
Главная героиня книги, молодая журналистка Рика, загорается идеей написать серию статей о Манако Кадзии, которую подозревают в вымогательстве и убийствах собственных поклонников. По словам самой осужденной, она просто окружала мужчин (отнюдь не бедных, надо сказать) заботой и любовью, кормила их домашней едой, жила и путешествовала на их деньги, а потом они умирали.
Рика хочет выяснить, в чем секрет Кадзии, почему, несмотря на ее не совсем стандартную внешность, ее любили мужчины, откуда у нее такая уверенность в себе. Чтобы подступиться к загадочной преступнице, журналистка просит у нее рецепт говяжьего рагу, которое один из убитых ел прямо перед смертью. В ответ женщина требует, чтобы Рика тоже начала готовить.
Описание еды – это отдельная тема. Я не раз ловила себя на чувстве голода при чтении, а также на желании приготовить описанные в книге блюда: бёф бургиньон (мясное рагу), крокет из толченого картофеля, сладкие моти, фунтовый кекс и – моя любимая – паста с тарако (спагетти с икрой минтая). И это не весь список!
Юзуки Асако известна глубокими психологическими романами, часто сфокусированными на женских персонажах и проблемах. На фоне неонового Токио с толпами трудоголиков, едой из супермаркета и отелями для свиданий особенно заманчивым кажется мир чувств, наслаждений и любви к себе, который предлагает Манако.
Сюжет развивается постепенно, как будто героиня медленно смакует каждое мгновение. Временами даже чересчур медленно. Но диалоги кажутся достоверными, раскрывая характеры персонажей через тонкие нюансы их общения.
Основная проблема произведения – самопознание и поиск счастья в мире, полном соблазнов и разочарований. Рика, как и многие современные молодые люди, чувствует себя потерянной и одинокой. Встреча с Манако становится для нее катализатором, заставляющим пересмотреть свои взгляды на жизнь. Удалось ли автору полностью раскрыть эту проблему? Пожалуй, да. Хотя книга оставляет после себя ощущение недосказанности. Хотелось бы больше ясности в отношении судьбы Манако.
Пытаясь втереться к ней в доверие, Рика не замечает, как сама оказывается в паутине манипуляций и лжи, постепенно теряя контроль над собственной жизнью. Со временем журналистка понимает, что ее одержимость Манако и рецептами выходит из-под контроля: грань между работой и личной вовлеченностью размывается. Манако, в свою очередь, признается, что преступления были актом мести обществу, которое отвергало ее за внешность и независимость.
Особенно удачным приемом считаю использование еды в качестве метафоры. Через отношение к пище автор раскрывает внутренний мир героинь, их стремления и страхи. «Еда – это не просто способ утолить голод, это способ почувствовать себя живым», – эта мысль проходит через всю книгу.
Но были в ней вещи, которые меня по-настоящему шокировали.
Трудоголизм японцев: это не просто систематические переработки, это настоящие ночевки на рабочем месте. А работающие мамы даже думать не смеют о том, как построить карьеру, ведь они не могут дневать и ночевать на работе.
Сдержанность: меня удивило, что в Японии откровенные разговоры об отношениях считаются недопустимыми даже между близкими подругами.
Тема лишнего веса: Рика, пробуя все эти кулинарные изыски, незаметно для себя превращается, по меркам японского общества, в ходячую катастрофу с лишними килограммами. И тут же получает от коллег и друзей осуждение, едкие комментарии и пророчества, что без осиной талии мужа ей не видать как своих ушей. А добило меня упоминание Манако Кадзии, которую в книге чуть ли не великаншей считают, хотя по тексту ее вес не превышал 70 килограммов. В этот момент у меня появилось непреодолимое желание бежать. Желательно не в сторону Японии! Наверное, стоит читать эту книгу с успокоительным и тортиком – для контраста, так сказать. Хотя в тексте есть и такие цитаты:
«К чему вам худеть, милочка? Чтобы привлекать взгляды мужчин? Вот об этом точно переживать не стоит. Мужчинам нравятся пухленькие, упитанные женщины. Разумеется, я имею в виду настоящих мужчин – зрелых, состоявшихся как личность, которые могут позволить себе жить, как им хочется. А те, кому нравятся худые, похожие на детей девушки, – они все неуверенные в себе, скупые и финансово неблагополучные».
Настоятельно рекомендую «Масло» Юзуки Асако тем, кто любит неспешные, атмосферные романы с глубоким психологическим подтекстом. Эта книга понравится поклонникам современной японской литературы, а также интересующимся темами женской дружбы, самопознания и влияния еды на нашу жизнь. Но натощак ее читать просто невозможно!
Книгу можно взять почитать в Литрес.